Положение о внутренней системе оценки качества образования детского сада

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МАДОУ- детский сад № 21 «Ягодка»
протокол от 17 мая 2024 г. № 4

Положение
о внутренней системе оценки качества дошкольного образования
в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении - детский сад общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию воспитанников

Белоярский, 2024

1. Общие положения

•

•
•

•

•
•

•
•
•
•

•

1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования МАДОУ - детский сад
№ 21 «Ягодка» (далее Положение) определяет цели, задачи и механизмы
функционирования внутренней системе оценки качества образования в МАДОУ - детский
сад № 21 «Ягодка».
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим законодательством в сфере
образования, в том числе федеральной образовательной программой дошкольного
образования, федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФОП), а
также локальными нормативными актами детского сада.
1.3. В Положении используются следующие термины:
внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - комплекс мероприятий,
проводимых с целью определения качества образовательной деятельности и подготовки
обучающихся в детском саду; может быть инструментом мониторинга качества
дошкольного образования, проводимого Рособрнадзором.
документы
ВСОКО
совокупность
информационно-аналитических
продуктов
контрольно-оценочной деятельности детского сада, проводимой в рамках ВСОКО;
мониторинг - системное, протяженное во времени наблюдение за управляемым объектом,
которое предполагает фиксацию состояния наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе»
периода
мониторинга.
Мониторинг
обеспечивается
оценочно-диагностическим
инструментарием и имеет заданную траекторию анализа показателей наблюдения;
оценка/оценочная/контрольно-оценочная процедура - совокупность мероприятий,
направленных на установление степени соответствия фактических показателей
планируемым или заданным, в том числе в рамках образовательной программы;
ООП/ОП ДО - основная образовательная программа дошкольного образования
(образовательная программа дошкольного образования);
образовательная программа - ООП, адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования (АОП ДО) и образовательная программа дополнительного
образования.
2. Цели, задачи, принципы ВСОКО
2.1. Цель ВСОКО - установить соответствие качества дошкольного образования в детском
саду, в том числе качества ООП, условий реализации ООП и качества подготовки
обучающихся, требованиям действующего законодательства РФ в сфере образования.
2.2. Задачи ВСОКО:
определение
соответствия
качества
подготовки
обучающихся
федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ФОП;
выявление уровня образовательных достижений обучающихся;
анализ полученной информации, выявление факторов, влияющих на качество образования в
детском саду;
формирование документов ВСОКО для принятия управленческих решений, направленных
на повышение качества образования в детском саду.
2.3. Основными принципами ВСОКО в детском саду являются:
принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;

•
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•

принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участников
образовательных отношений;
принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними
взаимосвязей и взаимозависимостей;
принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества
образования в детском саду.
3. Организация ВСОКО
3.1. В рамках ВСОКО оценивается:
качество образовательных программ;
качество условий реализации образовательных программ, в том числе инфраструктура
детского сада и ее доступность для детей с ОВЗ и инвалидностью;
динамика развития и образовательные результаты обучающихся;
удовлетворенность потребителей качеством образования.
3.2. Оценочные процедуры ВСОКО группируются по следующим направлениям:
качество образовательных программ;
развитие воспитанников;
характеристики работников (кадровые ресурсы);
организация обучения и воспитания;
инфраструктура детского сада;
открытость и взаимодействие;
документирование и управление.
3.3. Направления оценочной деятельности ВСОКО могут меняться в соответствии с
приказом заведующего.
3.4. Для контроля исполнения оценочных процедур ВСОКО назначается ответственный
работник на основании приказа заведующего.
3.5. Ответственный за контроль исполнения оценочных процедур ВСОКО:
обеспечивает функционирование ВСОКО в детском саду в соответствии с локальными
актами;
участвует в организации проведения оценочных процедур локального, муниципального,
регионального, федерального уровней;
обеспечивает объективность проведения оценочных процедур;
обеспечивает достоверность информации, представляемой в итоговых документах ВСОКО;
участвует в разработке управленческих решений в рамках своей компетенции на основе
результатов оценочных процедур ВСОКО.
3.6. Для проведения оценочных процедур ВСОКО назначаются работники на основании
приказа заведующего.
3.7. Функционал исполнителей и сроки оценочных процедур ВСОКО определяются
ежегодно приказом заведующего.
3.8. Функционал исполнителей оценочных процедур ВСОКО может включать в себя:
разработку проектов локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО в
детском саду;

•
•
•
•

проведение оценочных процедур ВСОКО по плану-графику, утверждаемому приказом
заведующего;
сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии качества образования
в детском саду;
оформление документов ВСОКО, в том числе итоговых;
предложение управленческих решений по повышению качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.9. Оценочные процедуры ВСОКО включаются в годовой план работы детского сада.
4. Реализация ВСОКО
4.1. Оценочные процедуры ВСОКО проводятся с использованием подходящего
инструментария, который разрабатывается детским садом самостоятельно.
4.2. В инструментарий ВСОКО могут входить инструменты мониторинга и оценки качества
дошкольного
образования,
используемые
федеральными,
региональными
и
муниципальными органами власти (формы, оценочные листы, анкеты, отчеты и др.).
4.3. Ответственный за контроль исполнения оценочных процедур ВСОКО следит за
актуальностью инструментария ВСОКО в детском саду в том аспекте, чтобы применение
данного инструментария позволило получить достоверные, объективные результаты
ВСОКО, позволяющие оценить выполнение требований действующего законодательства
РФ.
4.4. Инструментарий ВСОКО детского сада включает в том числе:
листы оценки образовательных программ (приложение 1);

•

•
•
•
•

•
•
•
•

планы-графики ВСОКО и разных видов контроля, других оценочных процедур
(приложение 2);
индивидуальные карты развития воспитанников (приложение 3);
диагностические карты оценки развития воспитанников (приложение 4);
каталог карт контроля соблюдения требований законодательства к различным видам
деятельности детского сада (приложение 5);
анкеты для родителей (законных представителей) воспитанников и работников детского
сада (приложение 6).
чек-листы инфраструктуры детского сада (на основе примерных перечней оборудования и
средств обучения, направленных письмом Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ413/03);
4.5. Примерный алгоритм выполнения оценочной процедуры ВСОКО включает следующие
действия:
сбор информации с помощью инструментария ВСОКО;
анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями;
рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете детского сада;
выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих
решений по устранению отрицательных последствий.
5. Итоговые документы ВСОКО
5.1. Исполнители оценочных процедур ВСОКО готовят итоговые документы ВСОКО по
итогу проведения каждой оценочной процедуры.
5.2. Конкретные виды итоговых документов ВСОКО ежегодно утверждается приказом
заведующего.

•
•
•
•
•

5.3. Итоговые документы ВСОКО включают в том числе:
схемы;
графики;
таблицы;
диаграммы;
справочно-аналитические материалы (справки, отчеты, докладные записки), содержащие
констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с
указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
5.4. Данные итоговых документов ВСОКО могут использоваться для составления
ежегодного отчета о результатах самообследования деятельности детского сада.

Приложение 1
к положению о внутренней системе оценки качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается
2

1

Показатель
скорее
подтверждается
3

Показатель
подтверждается
4

СООТВЕТСТВИЕ СТРУКТУРЫ ОП ДО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Наличие в ОП ДО обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений
Объем обязательной части составляет не менее 60% от общего
объема ОП ДО
Объем части, формируемой участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% от общего объема ОП ДО
Наличие в ОП ДО трех основных разделов: целевого,
содержательного, организационного и дополнительного (краткой
презентации ОП ДО)
Всего показателей по параметру: 4
Среднее арифметическое значение по параметру:
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЦЕЛЕВОГО РАЗДЕЛА ОП ДО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Наличие пояснительной записки, содержащей цели и задачи ОП
ДО, принципы и подходы к формированию ОП ДО, значимые для
разработки и реализации ОП ДО характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и
дошкольного возраста;
Наличие
планируемых
результатов
освоения
ОП
ДО
(конкретизированные целевые ориентиры для обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений с
учетом возрастных и индивидуальных различий детей).
Всего показателей по параметру: 2

Показатель
подтверждается с
превосходством
5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается
1

2

Показатель
скорее
подтверждается
3

Показатель
подтверждается
4

Показатель
подтверждается с
превосходством
5

Среднее арифметическое значение по параметру:
ПАРАМЕТР 1.3 СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОП ДОТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Наличие описания образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях;
Наличие описания вариативных форм, способов, методов и средств
реализации ОП ДО;
Наличие
описания
образовательной
деятельности
по
профессиональной коррекции нарушений развития детей (в
случае, если эта работа предусмотрена ОП ДО);
Наличие описания особенностей разных видов деятельности и
культурных практик;
Наличие описания способов и направлений поддержки детской
инициативы;
Наличие описания особенностей взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников.
Всего показателей по параметру: 6
Среднее арифметическое значение по параметру:
СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗДЕЛА ОП ДО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС Д
Наличие описания материально-технического обеспечения ОП
ДО;
Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания;
Описание распорядка дня (режим дня), продолжительность
пребывания детей в ДОО, предельная наполняемость групп, виды
групп (возможно упоминание в целевом разделе ОП ДО)
Описание особенностей организации традиционных событий,
праздников, мероприятий;
Описание особенностей построения развивающей предметно­
пространственной среды (РППС).
Всего показателей по параметру: 5
Среднее арифметическое значение по параметру:

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается
2

1

Показатель
скорее
подтверждается
3

Показатель
подтверждается
4

Показатель
подтверждается с
превосходством
5

ПАРАМЕТР 1.5 СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ОП ДО (ПРЕЗЕНТАЦИИ) ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДО
Указаны возрастные и иные категории детей, на которых
ориентирована
ОП
ДО,
используемые
примерные
образовательные
программы,
описана
характеристика
взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей;
Характер изложения материала доступен для родителей.
Всего показателей по параметру: 2
Среднее арифметическое значение по параметру:
Лист оценки качества ОП ДО
№ п/п

Показатель

Выполнение Примечание

1. Соответствие структуры и содержания ОП требованиям ФГОС ДО
1.1

Целевой раздел

Да

1.1.1

Пояснительная записка

Да

1.1.1.1 Цели и задачи реализации программы

Да

1.1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы

Да

1.1.1.3 Значимые для разработки и реализации ОП характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и
дошкольного возраста

Да

1.1.2

Да

Планируемые результаты освоения программы

1.1.2.1 Целевые ориентиры в младенческом возрасте

Да

1.1.2.2 Целевые ориентиры в раннем возрасте

Да

1.1.2.3 Целевые ориентиры на этапе завершения освоения ОП

Да

1.1.2.4 Целевые ориентиры для детей с ОВЗ

Да

1.2

Содержательный раздел

Да

1.2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в
пяти образовательных областях

Да

1.2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

Да

1.2.3

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (при наличии) Да

1.2.4

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Да

1.2.5

Способы и направления поддержки детской инициативы

Да

1.2.6

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Да

1.2.7

Иные характеристики содержания ОП, наиболее существенные с точки зрения авторов

Да

1.3

Организационный раздел

Да

1.3.1

Описание материально-технического обеспечения ОП

Да

1.3.2

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Да

1.3.3

Распорядок и/или режим дня

Да

1.3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Да

1.3.5

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Да

1.4

Дополнительный раздел

Да

1.4.1

Краткая презентация ОП: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП, в том числе
категории детей с ОВЗ;2) ссылка на федеральную программу;3) характеристика взаимодействия педагогического
коллектива с семьями детей

Да

1.5

Обязательная часть ООП

Да

1.5.1

Соответствует ФОП и оформлена в виде ссылки на нее

Да

1.5.2

Содержание и планируемые результаты ООП не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
ФОП

Да

1.6

Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений

Да

1.6.1

Парциальные образовательные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких
образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках

Да

1.6.2

Методики, формы организации образовательной работы

Да

2. Соответствие рабочей программы воспитания ФОП ДО
2.1

Пояснительная записка (опционно)

Да

2.2

Целевой раздел

Да

2.3

Содержательный раздел

Да

2.4

Организационный раздел

Да

Приложение 2
к положению о внутренней системе оценки качества образования

План-график контроля

Объект контроля

Вид контроля

Формы и методы контроля

Срок

Состояние учебно-материальной базы, финансово-хозяйственная
деятельность

Фронтальный

Посещение групп и учебных
помещений

Сентябрь и декабрь,
март, июнь и август

Состояние условий для формирования основ патриотического развития
дошкольников

Фронтальный

Посещение групп и учебных
помещений

Сентябрь

Адаптация воспитанников в детском саду

Оперативный

Наблюдение

Сентябрь

Санитарное состояние помещений группы

Оперативный

Наблюдение

Ежемесячно

Соблюдение требований к прогулке

Оперативный

Наблюдение

Ежемесячно

Организация питания. Выполнение натуральных норм питания.
Заболеваемость. Посещаемость

Оперативный

Посещение кухни

Ежемесячно

Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с
учетом ФОП ДО

Оперативный

Анализ документации

Ежемесячно

Эффективность деятельности коллектива детского сада по
формированию привычки к здоровому образу жизни у детей
дошкольного возраста

Тематический

Открытый просмотр

Декабрь

Состояние документации педагогов, воспитателей групп.

Оперативный

Анализ документации,
наблюдение

Октябрь, февраль

Соблюдение режима дня воспитанников

Оперативный

Анализ документации,
Ежемесячно
посещение групп, наблюдение

Организация предметно-развивающей среды (уголки экологии и
экспериментирования)

Оперативный

Посещение групп,
наблюдение

Проведение родительских собраний

Февраль

Организация ООД по познавательному развитию в подготовительных
группах

Сравнительный Посещение групп,
наблюдение

Март

Уровень подготовки детей к школе. Анализ образовательной
деятельности за учебный год

Итоговый

Анализ документации

Май

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня

Оперативный

Наблюдение, анализ
документации

Июнь— август

Приложение 3
к положению о внутренней системе оценки качества образования
Индивидуальная карта развития воспитанника
Карта развития ребёнка_________________________________________________
(Фамилия, имя, название группы)
Примерные данные в баллах (полное соответствие «2 балла», частичное соответствие «1 балл», не
полное соответствие-«0 баллов»).

Планируемые результаты

у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее
движения, начинает осваивать бег, прыжки,
повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания
взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам;
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им; играет рядом;
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более,
включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и
фразы за взрослым;
ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные на них;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов,
ориентируется в основных пространственных и
временных отношениях;
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими
навыками самообслуживания (одевание,
раздевание, самостоятельно ест и др.);
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения;
ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства;
ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж,
дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики;
лепит палочки, колечки, лепешки;
ребенок способен направлять свои действия на достижение простой,
самостоятельно поставленной цели; знает, с
помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает
названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его
повседневном обиходе;
ребенок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает
за больным» и др.), воспроизводит не только их последовательность и
взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой,
делает ей замечания), заранее определяет цель («Я буду лечить куклу»).

Этапы
наблюдения
Ранний
возраст
Начало
Конец
года
года

Карта развития ребёнка
(Фамилия, имя, название группы)
Примерные данные в баллах (полное соответствие «2 балла», частичное соответствие «1 балл», не
полное соответствие-«0 баллов»).
Планируемые результаты

ребенок

демонстрирует положительное отношение к разнообразным
физическим
упражнениям,
проявляет избирательный интерес к
отдельным двигательным действиям (бросание и ловля, ходьба, бег, прыжки) и
подвижным
играм;
ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с
интересом включается в подвижные
игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет
простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические
движения под музыку;
ребенок демонстрирует достаточную координацию движений при выполнении
упражнений, сохраняет равновесие
при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы,
переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем
для всех темпе;
ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и
т.п., соблюдает требования гигиены,
имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на
здоровье;
ребенок произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки, кроме
шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в роде, числе и
падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4-х предложений, пересказывает
знакомые литературные произведения, использует речевые формы вежливого
общения;
ребенок понимает содержание литературных произведений и участвует
в их драматизации, рассматривает
иллюстрации в книгах, запоминает небольшие потешки, стихотворения,
эмоционально откликается на них;
ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе
в первом лице;
ребенок откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и
сверстников по показу и побуждению
взрослых; дружелюбно настроен в отношении других детей;
ребенок владеет элементарными нормами и правилами поведения,
связанными с определенными разрешениями и
запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует стремление к положительным
поступкам;
ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении
и бытовой деятельности, владеет
элементарными средствами общения в процессе взаимодействия со
сверстниками;
ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает
безопасные способы обращения со
знакомыми предметами ближайшего окружения;
ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности,
проявляет эмоции удивления в процессе познания, отражает в общении и
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, полученные

Этапы
наблюдения
Дошкольный
возраст,
младшая группа
Начало
Конец
года
года

представления
о предметах и объектах ближайшего окружения, задает вопросы
констатирующего характера;
ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со
взрослыми; демонстрирует стремление
к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, к
простейшему экспериментированию;
ребенок демонстрирует умения вступать в речевое общение со знакомыми
взрослыми: понимает обращенную к нему
речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные
предложения; проявляет речевую активность в общении со сверстником;
ребенок совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, короткие стихи;
ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает
его действиям, отвечает на вопросы
взрослого и комментирует его действия в процессе совместной деятельности;
ребенок способен создавать простые образы в рисовании и аппликации,
строить простую композицию с
использованием нескольких цветов, создавать несложные формы из глины и
теста, видоизменять их и украшать; использовать простые строительные
детали для создания постройки с последующим ее анализом;
ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную
отзывчивость, различает музыкальные ритмы, передает их в движении;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя
роль и
действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует
предметы-заместители, разворачивает несложный игровой сюжет из
нескольких эпизодов;
ребенок в дидактических играх действует в рамках правил, в
театрализованных играх разыгрывает отрывки из
знакомых сказок, рассказов, передает интонацию и мимические движения.

Карта развития ребёнка
(Фамилия, имя, название группы)
Примерные данные в баллах (полное соответствие «2 балла», частичное соответствие «1 балл», не
полное соответствие-«0 баллов»).
Этапы
наблюдения
Планируемые результаты
Дошкольный
возраст,
средняя группа
Начало
Конец
года
года
ребенок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями,
настойчивость для достижения хорошего результата, испытывает потребность
в двигательной активности;
ребенок
демонстрирует хорошую
координацию,
быстроту,
силу,
выносливость, гибкость, хорошее развитие крупной и мелкой моторики рук
активно и с интересом выполняет основные движения, основные элементы
общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в
пространстве, переносит освоенные
упражнения в самостоятельную деятельность;
ребенок интересуется факторами, обеспечивающими здоровье, стремится
узнать о правилах здорового образа жизни,
готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание
взрослого в случае недомогания;
ребенок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной
гигиены, их правильной организации;
ребенок без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит
«спасибо» и «пожалуйста»;
ребенок выполняет самостоятельно знакомые правила общения со
взрослыми, внимателен к словам и оценкам взрослого, стремится к
познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задает
много вопросов
поискового характера, стремится к положительным формам поведения,
замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или
близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие;
ребенок демонстрирует стремление к общению со сверстниками, по
предложению воспитателя может договориться с
детьми, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и
уважению сверстников;
ребенок познает правила безопасного поведения и стремится их выполнять в
повседневной жизни;
ребенок проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям,
технике; отражает эти представления в
играх;
ребенок способен рассказать о предмете, его назначении и особенностях, о
том, как он был создан;
ребенок самостоятелен в самообслуживании;
ребенок стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно
включается в совместный труд со взрослыми или
сверстниками;
ребенок проявляет высокую активность и любознательность, задает много
вопросов поискового характера;
ребенок имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об
окружающем мире, с помощью воспитателя активно включается в
деятельность
экспериментирования,
в
процессе
совместной
исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и
качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские

действия; объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием
характерных признаков;

ребенок инициативен в разговоре, речевые контакты становятся более
длительными и активными, использует разные
типы реплик и простые формы объяснительной речи;
ребенок большинство звуков произносит правильно, пользуется
средствами
эмоциональной
и
речевой
выразительности;
ребенок самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой
помощью взрослого составляет описательные
рассказы и загадки;
ребенок проявляет словотворчество, интерес к языку, с интересом слушает
литературные тексты, воспроизводит
текст;
ребенок способен использовать обследовательские действия для
выделения качеств и свойств предметов и
материалов;
ребенок проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях
искусства действия, поступки, события;
ребенок проявляет себя в разных видах музыкальной, изобразительной,
театрализованной деятельности, используя
выразительные и изобразительные средства;
ребенок использует накопленный художественно-творческой опыт в
самостоятельной деятельности, с желанием
участвует в культурно-досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и др.);
ребенок создает изображения и постройки в соответствии с темой, используя
разнообразные материалы, владеет
техническими и изобразительными умениями;
ребенок называет роль до начала игры, обозначает новую роль по ходу
игры, активно использует предметы
заместители, предлагает игровой замысел и проявляет инициативу в развитии
сюжета, активно включается в ролевой диалог, проявляет творчество в создании
игровой обстановки;
ребенок принимает игровую задачу в играх с правилами, проявляет
интерес к результату, выигрышу; ведет
негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия» в режиссерских
играх.

Карта развития ребёнка
(Фамилия, имя, название группы)
Примерные данные в баллах (полное соответствие «2 балла», частичное соответствие «1 балл», не
полное соответствие-«0 баллов»).
Планируемые результаты

ребенок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности,
проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам,
показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
ребенок проявляет во время занятий физической деятельностью
выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость, уверенно, в заданном
темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен творчески
составить
несложные комбинации из знакомых упражнений;
ребенок проявляет необходимый самоконтроль и самооценку, способен
самостоятельно привлечь внимание других
детей и организовать знакомую подвижную игру;
ребенок владеет основными способами укрепления здоровья, правилами
безопасного поведения в двигательной
деятельности, мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья
и здоровья окружающих его людей;
ребенок регулирует свою активность в деятельности, умеет соблюдать
очередность и учитывать права других людей, проявляет инициативу в
общении и деятельности, задает вопросы различной направленности, слушает
и понимает
взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности,
способен к произвольным действиям;
ребенок способен различать разные эмоциональные состояния взрослых и
сверстников, учитывает их в своем
поведении, откликается на просьбу помочь, в оценке поступков опирается на
нравственные представления;
ребенок настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет
сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со взрослыми
и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы и правила
культуры поведения, проявляет любовь к
родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского
сада;
ребенок проявляет активность в стремлении к познанию разных видов труда
и профессий, бережно относится к
предметному миру как результату труда взрослых, стремится участвовать
в труде взрослых, самостоятелен, инициативен в самообслуживании,
участвует со сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
ребенок испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного
опыта, фантазирует, сочиняет разные
истории, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном,
предметном и природном мире;
ребенок владеет представлениями о безопасном поведении, соблюдает
правила безопасного поведения в разных видах деятельности, демонстрирует
умения правильно и безопасно пользоваться под присмотром взрослого
бытовыми предметами и приборами, безопасного общения с незнакомыми
животными, владеет основными правилами безопасного поведения на улице;

Этапы
наблюдения
Дошкольный
возраст,
старшая группа
Начало
Конец
года
года

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами
аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас,
безошибочно
пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно
пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к
произведениям определенной тематики и жанра;
ребенок проявляет интерес и/или с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью; различает виды, жанры,
формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве; проявляет
музыкальные и художественно-творческие способности;
ребенок принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке; взаимодействует со всеми
участниками культурно-досуговых мероприятий;
ребенок самостоятельно определяет замысел рисунка, аппликации,
лепки,
постройки, создает
образы
и
композиционные изображения, интегрируя освоенные техники и
средства
выразительности,
использует
разнообразные материалы;
ребенок согласовывает свои интересы с интересами партнеров в игровой
деятельности, умеет предложить и
объяснить замысел игры, комбинировать сюжеты на основе разных событий,
создавать игровые образы, управлять персонажами в режиссерской игре;
ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию, развивающим
и познавательным играм, в играх с
готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой
задачей и правилами.

Карта развития ребёнка
(Фамилия, имя, название группы)
Примерные данные в баллах (полное соответствие «2 балла», частичное соответствие «1 балл», не
полное соответствие-«0 баллов»).
Планируемые результаты

у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества;
ребенок владеет основными движениями и элементами спортивных игр,
может контролировать свои движение и
управлять ими;
ребенок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной
гигиены;
ребенок результативно выполняет физические упражнения
(общеразвивающие, основные движения, спортивные),
участвует в туристических пеших прогулках, осваивает простейшие
туристические навыки, ориентируется на местности;
проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
проявляет морально-волевые качества, самоконтроль и может
осуществлять самооценку своей двигательной
деятельности;
имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое
здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
владеет здоровьесберегающими умениями: навыками личной гигиены,
может заботливо относиться к своему
здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку
заболевшим людям;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения
в различных видах деятельности,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению
правил безопасности в реальном и
цифровом взаимодействии;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и
чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается
разрешать
возникающие конфликты конструктивными способами;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их
возникновения, регулировать свое поведение и
осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных
ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда,
другим людям и самому себе;
ребенок стремится сохранять позитивную самооценку;
ребенок способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять
эмпатию (сочувствие, сопереживание,
содействие);

Этапы
наблюдения
Дошкольный
возраст,
подготовительная
группа
Начало
Конец
года
года

ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и
сверстникам; интересуется субъективно
новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать;
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в
котором
он
живет:
элементарными
представлениями
из
области
естествознания, математики, истории, искусства и спорта, информатики и
инженерии и т.п.; о себе, собственной принадлежности и принадлежности
других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе,
его национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со
взрослыми и сверстниками, использует
формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет
коммуникативно-речевыми умениями;
ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения
различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет
интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры
персонажей,
мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов
искусства, имеет предпочтения в области
музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности;
ребенок выражает интерес к культурным традициям народа в процессе
знакомства с различными видами и жанрами
искусства; обладает начальными знаниями об искусстве;
ребенок владеет умениями, навыками и средствами художественной
выразительности в различных видах
деятельности и искусства; использует различные технические приемы в
свободной художественной деятельности;
ребенок участвует в создании индивидуальных и коллективных творческих
работ, тематических композиций к
праздничным утренникам и развлечениям, художественных проектах;
ребенок самостоятельно выбирает технику и выразительные средства для
наиболее точной
передачи образа и своего замысла, способен создавать сложные объекты
и композиции, преобразовывать и использовать с учетом игровой ситуации;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, предлагает и объясняет замысел игры, комбинирует
сюжеты на основе реальных, вымышленных событий, выполняет несколько
ролей в одной игре, подбирает разные средства для создания игровых
образов, согласовывает свои интересы с интересами
партнеров по игре, управлять персонажами в режиссёрской игре;
ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами,
развивающим и познавательным играм, в играх с готовым содержанием и
правилами может объяснить содержание и правила игры другим детям, в
совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками;
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные,
творческие и личностные задачи; применять
накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности,
принимать собственные решения и проявлять инициативу;
ребенок способен планировать свои действия, направленные на
достижение конкретной цели; демонстрирует
сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к
школьному обучению.

Приложение 4
к положению о внутренней системе оценки качества образования

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАРАМЕТР «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

Показатель скорее
подтверждается

2

1

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается с
превосходством

4

5

3

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
Созданы условия для ознакомления детей с окружающим социальным и
предметным миром (наблюдения, экскурсии, просмотр видео- и фото
материалов, наличие альбомов, иллюстраций).
Созданы условия для развития представлений детей о физических свойствах
окружающего мира (живой и неживой природе); ознакомления с различными
свойствами веществ в экспериментальной деятельности.
Созданы условия для развития познавательной активности и
самостоятельности детей в естественнонаучном познании (организуют
проблемные ситуации, совместные проекты, познавательные игры и
др)ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В группе созданы условия для развития сенсорных эталонов (для групп
раннего и младшего возраста); для формирования элементарных
математических представлений.
Включают математические действия в разные виды детской деятельности (на
занятиях, прогулке, при выполнении различных режимных моментов, в
свободной игре детей).________________________________________________________________________________________
Педагоги поддерживают самостоятельность, познавательную активность детей
(детское
экспериментирование,
решение
и
составление
простых
математических задач, загадок, придумывание историй с математическим

содержанием и пр.).
Педагоги развивают у детей представление о мерке как способе измерения
количества, длины, ширины, высоты, объема, веса (используют в качестве
мерки различные предметы и емкости - веревочки, палочки, полоски бумаги,
чашечки, формочки и пр.).
Созданы условия для развития у детей элементарных геометрических
представлений (знакомят с основными геометрическими фигурами и формами,
учат их называть, различать, изображать).
Педагоги развивают пространственные представления детей: обращают
внимание на расположение предметов («верх-низ», «над-под», «рядом»,
«справа», «слева» и др.); ориентироваться в (по словесной инструкции, плану,
схемам и пр.).
Созданы условия для развития у детей временных представлений.
Созданы условия для развития логического мышления детей (игры, картотека
и др.)
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Созданы условия для ознакомления детей с многообразием архитектурных
форм и построек (рассматривают иллюстрированные альбомы, открытки,
слайды с изображением зданий, площадей, мостов, фонтанов, обращают
внимание детей на архитектурные элементы - арки, колонны, фронтоны и
т.п.).
Созданы условия для ознакомления детей с возможностями технического
конструирования (рассматривают изображения и модели машин, самолетов,
кораблей, космических ракет и пр., обращают внимание на детали различных
конструкций - колеса, капот, крылья, мачта и др.).
Поддерживают интерес детей к экспериментированию и самостоятельной
конструктивной деятельности (создавать постройки из кубиков, песка,
строительных, модульных конструкторов и т.п.).
Созданы условия для развития навыков конструирования (картинки, схемы,
чертежи, модели и пр.).
Педагоги предоставляют детям возможность выбора различных материалов
для конструирования (в том числе природного и бросового).
Педагоги стимулируют детей к созданию конструкций для использования их в
сюжетных играх.
Всего показателей по параметру: 17
Среднее арифметическое значение по параметру:

ПАРАМЕТР «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Показатели

Уровни

Показатель не
подтверждается

1
Педагоги:
Поощряют любые обращения детей к взрослому (отвечают на все вопросы
ребенка, внимательно относятся к его высказываниям, суждениям, фантазиям,
помогают выражать словами свои чувства и переживания).
Проявляют инициативу в речевом общении с детьми (задают вопросы,
побуждают к диалогу, беседуя на разные темы, делятся своими впечатлениями,
чувствами, рассказывают о себе).
Поощряют речевое общение детей между собой (привлекают внимание ребенка
к вопросам и высказываниям других детей, побуждают отвечать на них,
поддерживать беседу и т.п.).
Способствуют расширению словарного запаса (включают новые слова в беседы,
игру, предметную деятельность и пр.).
Развивают образную сторону речи (побуждают пользоваться эпитетами,
сравнениями, метафорами, знакомят со словами, имеющими одинаковое и
противоположное значение и пр.).
Развивают интерес к различным жанрам литературного творчества (читают
сказки, рассказы, стихи, знакомят с фольклорными произведениями; смотрят и
слушают аудио- и видео-записи; побуждают детей рассказывать стихи, сказки
наизусть).
Побуждают детей к словотворчеству (предлагают сочинять сказки, стишки,
загадки, изменять и придумывать слова и т.п.; поддерживают инициативу детей
в словотворчестве).
Педагоги создают условия для развития речевого мышления детей (предлагают
проговаривать вслух собственные умозаключения: «Почему ты так думаешь?»,
«Объясни, что ты имел ввиду» и пр.)
Обсуждают вместе с детьми последовательность событий, изображенных на
картинке, причины и следствия поступков персонажей сказок, основной смысл
пословиц и т.п.
Организуют игры и занятия, направленные на речевое обобщение детьми
предметов и явлений, на экспериментирование со словами, звуками, предлагают
отгадывать и загадывать загадки и пр.
Вместе с детьми обсуждают план совместной деятельности: что и когда будут
делать, последовательность действий, распределение действий между
участниками и т.п.

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Поощряют самостоятельное планирование детьми своей деятельности
(спрашивают, что ребенок собирается построить или нарисовать; предлагают
объяснить или рассказать другому ребенку, как можно сделать что-либо;
побуждают детей договариваться о распределении ролей и последовательности
событий в игре и т.п.).
Пробуждают у детей интерес к письменной речи (организуют игры, в ходе
которых дети изготавливают книжки-самоделки, «пишут» письма, рецепты и
пр.; предлагают детям рассматривать книги, журналы, альбомы и т.п.).
Знакомят с буквами, со звуковым составом слова *

2

Показатель скорее
подтверждается

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

3

4

5

* начиная со средней группы
Развивают мелкую моторику руки
Всего показателей по параметру: 15
Среднее арифметическое значение по параметру:

ПАРАМЕТР «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Проявляют уважение к личности каждого ребенка (обращаются вежливо, по
имени, интересуются мнением ребенка, считаются с его точкой зрения, не
допускают действий и высказываний, унижающих его достоинство и т.п.)
Взрослые способствуют развитию у детей представлений о своих
возможностях и способностях (стремятся выделить и подчеркнуть его
достоинства, отмечают успехи ребенка в разных видах деятельности,
обращают на них внимание других детей и взрослых).

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Педагоги способствуют развитию у детей уверенности в своих силах
Успехи ребенка не сравниваются с достижениями других детей; достижения
ребенка сравниваются лишь сего собственными
Сотрудники создают условия для положительного отношения детей к другим
людям, поддерживают у детей стремление помогать другим людям,
организуют групповое взаимодействие
Сотрудники создают условия для развития у детей инициативности,
самостоятельности, ответственности за общее дело, данное слово и т.п.
Поощряют самостоятельность детей в разных видах деятельности;
стимулируют организацию игровой деятельности
Взрослые способствуют формированию у детей положительного отношения к
труду и создают условия для участия детей в труде взрослых
Приучают к бережному отношению к вещам, в которые вложен труд человека
(одежде, еде, предметам домашнего обихода, игрушкам, книгам, поделкам
сверстников и др.)
Развивают у детей представления о своей принадлежности к определенному
сообществу людей (гражданин своей страны, житель своего города, села,
деревни, член семьи и детского коллектива).
Педагоги создают условия для формирования у детей навыков безопасного
поведения, учат, как себя вести в экстремальных ситуациях (если ребенок
потерялся, при пожаре, несчастном случае и др.), знакомят с телефоном
соответствующих служб (112).
Педагоги приобщают детей к нравственным ценностям. Способствуют
формированию у детей представлений о добре и зле (вместе с детьми
обсуждают различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая
внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости,
доброты и др.)
Сотрудники детского сада способствуют усвоению этических норм и правил
поведения
Всего показателей по параметру: 13
Среднее арифметическое значение по параметру:

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

ПАРАМЕТР «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Педагоги:
Способствуют формированию представлений о пользе, целесообразности
физической активности (рассказывают о необходимости утренней зарядки,
занятий спортом, о значении физических упражнений для развития мышц и
т.п.).
Уделяют внимание развитию у детей первоначальных представлений о
строении тела и функциях своего организма (дыхании, питании,
кровообращении и пр.).
Помогают детям осознать необходимость бережного отношения к своему
организму (о значении гигиенических процедур, соблюдения режима дня и
правильного питания, о возможных последствиях переохлаждения, длительного
пребывания на солнце, последствий вредных привычек и т.п.).
Побуждают детей в течение дня к разнообразным видам двигательной
активности и физическим упражнениям для развития различных групп мышц
(ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения со спортивным инвентарем
и т.п.).
Используют разнообразные формы организации двигательной активности детей
(проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки,
физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе,
спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники и Дни здоровья;
организуют спортивные секции, клубы; проводят обучение детей плаванию и
т.п.)
Осуществляют индивидуальный подход на основе состояния здоровья детей,
темпов физического развития, функционального состояния в соответствии с
медицинскими показаниями.
При необходимости корректируют движения и осанку ребенка, используя
поощрения и игровые приемы в течение дня.
Варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка (используют разные исходные положения сидя, стоя, лежа и т.п., включают физические упражнения в различных

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
вариантах и сочетаниях).
При необходимости корректируют движения и осанку ребенка, используя
поощрения и игровые приемы.
Поощряют импровизацию детей в ходе подвижных игр (привнесение новых
двигательных элементов, изменение правил), придумывание новых подвижных
игр, включение детьми двигательных элементов в сюжетно-ролевые игры.
Выделяют время для свободной двигательной активности детей (на
физкультурных занятиях, на прогулке, в свободное время в групповом
помещении и т.п.).
Всего показателей по параметру: 11
Среднее арифметическое значение по параметру:

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

ПАРАМЕТР «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1

2

Показатель скорее
подтверждается

3

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагоги создают условия для приобщения детей к мировой и
национальной музыкальной культуре, стремятся вызвать интерес детей к
произведениям
классической,
народной
музыке
(организуют
прослушивание
музыкальных
произведений,
беседуют об
их
содержании, композиторах; знакомят с фольклором и т.п.)
Развивают у детей представления о различных видах музыкального искусства
(опера, балет и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальс,
марш, колыбельная и пр.)
Знакомят детей с различными выразительными средствами в музыке
(лад, мелодия, тембр, темп, сила, высота, длительность звука и пр.)
Развивают у детей музыкальный слух: звуковысотный, ритмический,
тембровый и т.д.
Способствуют развитию у детей певческих способностей
Знакомят детей с различными, в том числе классическими и народными
музыкальными инструментами
(рассказывают о старинных и
современных музыкальных инструментах, знакомят с их внешним видом
и звучанием; учат узнавать и выделять звучание отдельных
инструментов и т.п.).
Предоставляют
детям
возможность
играть
на
музыкальных
инструментах (металлофон, бубен, погремушки и пр.)
Стремятся развивать у детей умение ритмично и пластично двигаться и
танцевать в соответствии с характером музыки
Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и
самовыражения (выбор роли, сюжетов, музыкальных инструментов и
пр.)
Поощряют импровизацию детей в пении, танцах, игре на музыкальных
инструментах и пр. (побуждают детей передавать музыкальными

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

2

1

Показатель скорее
подтверждается

3

средствами характерные особенности различных персонажей, свои
эмоциональные переживания и настроения и т.п.)
Поддерживают индивидуальные интересы детей (предоставляют право выбора
видов деятельности: пение, танец и пр.; организуют индивидуальные занятия)
Поощряют исполнительское творчество детей в музыкальной
деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.)
Создают условия для развития музыкального творчества детей на основе
синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности музыкальной,
изобразительной,
художественно-речевой,
игрдраматизаций и т.п.
Педагоги организуют совместную музыкальную деятельность детей и
взрослых (создают детский/детско-взрослый хор, оркестр, танцевальный
ансамбль; проводят совместные праздники с участием детей, родителей
и сотрудников)
В ДОУ создана музыкальная среда, способствующая эстетическому
развитию и эмоциональному благополучию детей
При организации режимных моментов используется соответствующее
музыкальное сопровождение (при проведении зарядки, бодрая музыка,
колыбельная перед сном, веселая музыка на прогулке, в группах и пр.)
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагоги стремятся вызвать у детей интерес к произведениям
изобразительного искусства разных видов и жанров, народного и
декоративно-прикладного творчества (знакомят с произведениями
живописи, скульптуры, графики и пр.: организуют экскурсии в музеи, на
выставки;
устраивают
экспозиции
произведений
художников;
рассматривают
вместе
с
детьми
репродукции
произведений
классического
изобразительного
искусства,
образцы
народно­
прикладного творчества; рассказывают о живописи и художниках,
демонстрируют фильмы и т.п.)
Обращают внимание детей на средства выразительности, присущее

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
разным видам изобразительного искусства, на возможности различных
материалов, используемых для художественного воплощения замыслов
Педагоги создают условия для развития у детей художественных
способностей
в разных
видах
изобразительной
деятельности
обеспечивают выбор детьми материалов для изобразительной
деятельности по своему замыслу (краски, фломастеры, карандаши,
сангину; листы бумаги разных размеров и фактуры; пластилин, глину,
тесто, природный и бросовый материал и пр.).
Знакомят детей с выразительными средствами воплощения художественного
замысла (композицией, формой, цветом и пр.)
Помогают детям овладевать различными приемами и техниками рисования
(кляксография, граттаж, примакивание, штриховка и пр.).
Предоставляют детям право свободного выбора замысла, сюжета,
изобразительных средств и материалов
Поддерживают инициативу, творческое воображение, фантазию детей в разных
видах изобразительной деятельности
Поощряют самостоятельное экспериментирование детей с цветом (смешивание
цветов, получение разнообразных оттенков и др.), формой (преобразование,
дополнение изображения, составление изображения из элементов разной
формы и пр.)
В организации изобразительной деятельности детей педагоги реализуют
индивидуальный подход
Стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к предлагаемой
педагогом теме занятия (используют игровые приемы, сказочные
сюжеты, обсуждают с возможные варианты изображения и пр.)
Способствуют овладению детьми разными видами аппликации
Помогают детям овладевать различными приемами лепки, материалами
Побуждают детей создавать и видоизменять объемные формы, многофигурные
композиции
Способствуют овладению детьми навыками художественного труда (техникой
оригами, папье-маше и др.) в изготовлении игрушек, панно из природного и

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

2

1

Показатель скорее
подтверждается

3

бросового материала и пр.
Предоставляют ребенку возможность рисовать (лепить, делать аппликацию) в
свободное от занятий время.
Побуждают детей лепить, рисовать и т.д. по мотивам сказок, народного и
декоративно-прикладного искусства (игрушки, бытовые предметы, предметы
народных промыслов)
Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в
изобразительной деятельности
С уважением относятся к продуктам детского творчества (собирают их,
экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять рисунок или
поделку домой, отдать на выставку, подарить кому-либо и т.п.)
При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и
коллективные виды изобразительной деятельности детей
Предоставляют ребенку право выбора рисовать (лепить, делать
аппликацию) по собственному замыслу, либо участвовать в реализации
коллективного замысла
В коллективных формах изобразительной деятельности создают условия для
самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают
замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют
задачи и т.п.).
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Способствуют развитию у детей интереса к театральному искусству
(организуют посещение театра, просмотр и прослушивание телевизионных и
радио-спектаклей, аудио- и видеозаписей, показывают слайды, диафильмы и
пр.)
Знакомят детей с театральными жанрами (драматическим, музыкальном,
кукольным театрами - би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др. цирком, и т.п.)
Педагоги предоставляют детям возможность познакомиться с устройством
театра (сцена, занавес, зрительный зал, гримерная и пр.)
Предоставляют детям возможность участвовать в различных спектаклях,

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
постановках
Педагоги реализуют индивидуальный подход в организации театрализации для
детей (стремятся привлечь каждого ребенка к участию в спектаклях или других
выступлениях, предлагают главные роли застенчивым детям, вовлекают в
спектакли детей с речевыми трудностями и пр.)
Способствуют развитию у детей исполнительских способностей в передаче
выразительными средствами драматизации (интонация, мимика, движения,
жесты и пр.) характер, настроение персонажей, их переживания,
эмоциональные состояния
Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и
самовыражения (в том числе сюжетов, ролей, атрибутов, костюмов, видов
театров и пр.)
Побуждают детей придумывать новые сюжеты, театральные постановки,
подбирать к ним атрибуты и костюмы
Помогают детям согласовывать свои ролевые действия с действиями партнеров
(не перебивать, не заслонять партнера, подыгрывать партеру в соответствии с
сюжетом спектакля).
Развивают у детей способность свободно и раскрепощенно держаться при
выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Педагоги создают условия для совместной театрализации деятельности детей и
взрослых (ставят спектакли с участием детей, родителей, сотрудников;
организуют выступления детей старших групп перед малышами и пр.).
Значение по показателю
Педагоги создают условия для взаимосвязи, театрализации и других видов
деятельности в педагогическом процессе (используют игры-драматизации на
занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении
художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях
по художественному труду изготавливают атрибуты и элементы декораций и
костюмов и пр.).
Всего показателей по параметру: 49
Среднее арифметическое значение по параметру:

2

Показатель скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Приложение 5
к положению о внутренней системе оценки качества образования

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ
Индекс схемы

Наименование схемы контроля
1.Охрана жизни и здоровья детей

1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11

Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей
Состояние участка
Организация деятельности детей в течение дня
Организация режимных моментов
Содержание работы по укреплению здоровья детей
Содержание прогулки
Схема анализа прогулки
Анализ двигательной активности детей на прогулке
Закаливание детей
Организация питания
Целесообразность использования физкультминуток

Индекс схемы

Наименование схемы контроля
2. Образовательный процесс

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы
Оценка эффективности занятий
Памятка по самоанализу занятий
Схема самоанализа занятия
Вопросы для анализа занятия
Хронометраж занятия
Технологическая карта
Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения
Организация и проведение занятия
Аспектный анализ поведения детей на занятии
Аспектный анализ деятельности детей
Качество знаний и способов действий
Умение обобщать, сравнивать и прогнозировать
Умение применять знания и умения на практике
Психологический анализ занятия
Анализ открытых занятий
Схема анализа организации самостоятельной и совместной деятельности детей и
взрослых
Анализ совместной деятельности
Схема анализа деятельности воспитателя раннего возраста
Карта проверки плана воспитательно - образовательной работы

Индекс схемы

Наименование схемы контроля
З.Физическое воспитание

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14

Индивидуальная карточка контроля за работой инструктора по физкультуре
Физическое воспитание
Использование физкультурного уголка детьми в течение дня
Анализ утренней гимнастики
Определение эффективности проведения утренней гимнастики
Анализ физкультурного занятия
Оценка эффективности физкультурного занятия
Анализ физкультурного занятия
Анализ физкультурных занятий
Анализ физкультурного занятия
Анализ физкультурного занятия на воздухе
Анализ подвижной игры
Умение детей самостоятельно использовать подвижную игру в своей деятельности
Оценка двигательной среды развития

3.15
3.16
3.17
3.18

Протокол обследования предметно - развивающей среды для развития двигательной
активности детей
Оценка эффективности досуга
Определение эффективности проведения физкультурного развлечения
Оценка эффективности секционного занятия

Индекс схемы

Наименование схемы контроля
4. Игровая деятельность

4.1

4.12
4.13
4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24

Анализ воспитательно - образовательной работы с детьми по формированию игровых
навыков и действий с игрушками (анализ календарного плана)
Игровая деятельность
Анализ игровой деятельности
Схема анализа игровой деятельности
Анализ игровой деятельности детей в I младшей и II младшей группах.
Анализ игровой деятельности детей в средней группе
Оценка уровня развития игровой деятельности детей 4-5 лет
Оценка уровня развития игровой деятельности детей 5-6 лет
Анализ игровой деятельности детей в старшей и подготовительных группах
Анализ условий проведения игр
Анализ условий, созданных в группе для организации сюжетно - ролевой деятельности
детей
Анализ эффективности руководства игровой деятельностью
Анализ руководства воспитателем играми детей
Анализ руководства играми детей
Анализ игры в старших группах
Результаты наблюдения игровой деятельности
Анализ руководства педагога играми детей
Поведение и знания ребёнка в игре
Развитие нравственных качеств детей через игру
Игровая деятельность
Оценка руководства игровой деятельностью дошкольников
Анализ сюжетно - ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Анализ театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста
Самоанализ педагогов по организации игровой деятельности детей

Индекс схемы

Наименование схемы контроля

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11

5. Интеллектуально-познавательная деятельность
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14.
5.15
5.16.
5.17.
5.18
5.19
5.20
5.21

Схема анализа календарного плана работы на месяц, квартал и т. д.
Анализ занятия по математике (логика мыслительной деятельности ребенка)
Анализ занятия по математике
Анализ занятия по математике
Анализ занятия по математике
Анализ занятия по математике
Анализ профессионального уровня воспитателя по формированию у детей
элементарных математических представлений.
Экспертная оценка занятия по развитию математических представлений у детей
дошкольного возраста
Беседы воспитателя на занятиях (развитие мыслительной деятельности).
Анализ сенсорного развития детей младшего возраста.
Анализ сенсорного развития детей.
Анализ занятия по математике
Организация и проведение наблюдения.
Ознакомление с флорой и фауной.
Организация наблюдений в природе.
Анализ занятий по ознакомлению детей с природой.
Анализ занятия познавательного характера.
Анализ занятия познавательного характера «Э, Е, Ч».
Анализ занятия познавательного характера «раздел» «Развитие элементарных
естественно научных представлений»».
Развитие любознательности и познавательного интереса.
Анализ занятия познавательного характера.

5.22
5.23
5.24
5.25

Анализ работы воспитателя на занятиях познавательного характера.
Анализ занятия познавательного характера.
Анализ планирования деятельности воспитателя с детьми по разделам «Э, Ч, Е».
Анализ календарного плана работы

Индекс схемы

Наименование схемы контроля
6. Речевая деятельность

6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14

Анализ календарного плана по развитию речи.
Схеме анализа планирования по развитию речи (за 3 месяца).
Критерии оценки планирования работы по развитию речи.
Анализ планирования работы по развитию речи за квартал.
Взаимосвязь занятий по развитию речи с работой вне занятий.
Развитие речи.
Схема учёта речевых навыков у детей раннего возраста.
Схема для анализа развития связной речи у детей.
Схема по проверке навыков детей в рассказывании с использованием предметов и
игрушек.
Обучение детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов.
Пересказ.
Рассказывание по картинке
Анализ занятий по связной речи.
Схема анализа занятий по развитию речи (словарная работа).

Индекс схемы

Наименование схемы контроля
7. Музыкальная деятельность

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
7.10

Анализ музыкального занятия
Оценка эффективности музыкального занятия.
Оценка структуры музыкального занятия
Схема педагогического анализа музыкального занятия.
Оценка эффективности развлечения (праздника).
Определение эффективности проведения праздничного утренника.
Схема анализа занятий по методике музыкального воспитания.
Оценка руководства театрально-художественной деятельностью детей.
Анализ театрализованной деятельности.
Алгоритм контроля музыкального руководителя (на учебный год).

Индекс схемы

Наименование схемы контроля
8. Изобразительная деятельность

8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
8.8

Оценка художественно-продуктивной среды развития
Лепка
Аппликация
Анализ занятия по рисованию
Влияние изобразительного искусства на эстетическое развитие детей
Анализ занятия по изобразительному искусству.
Овладение детьми техническими навыками в рисовании у детей 2-3 лет
Анализ занятия по изобразительной деятельности.

Индекс схемы

Наименование схемы контроля

9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8

9.Трудовая деятельность
Анализ планирования по труду
Анализ занятия по конструированию
Анализ занятия по конструированию и художественному труду
Ручной труд
Организация коллективного труда старший возраст
Анализ уровня трудовых навыков детей
Анализ трудовой деятельности
Анализ трудовой деятельности

Индекс схемы

Наименование схемы контроля

10.1
10.2

10.Нравственное воспитание
Нравственное воспитание
Выполнение детьми норм и правил культурного поведения при проведении режимных

10.3
10.4
10.5
10.6
10.7
10.8

моментов в детском саду.
Карточка анализа предметно - развивающей среды по социально - нравственному
воспитанию детей.
Выявление нравственных качеств дошкольников.
Выявление нравственных качеств детей через игру.
Культура поведения за столом.
Сформированность навыков поведения, взаимоотношений и этических представлений у
детей подготовительной к школе группы.
Формирование нравственных взаимоотношений со сверстниками в процессе
совместной деятельности.

Индекс схемы

Наименование схемы контроля

11.1
11.2
11.3
11.4
11.5

11. Работа с родителями
Анализ выступления на родительском собрании.
Универсальная карточка-схема анализа работы с родителями.
Схема анализа наглядных форм работы с родителями.
Схема педагогического анализа родительского уголка.
Схема контроля за работой с родителями.

Приложение 6
к положению о внутренней системе оценки качества образования

КАЧЕСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анонимном опросе и оценить качество деятельности нашей дошкольной образовательной организации з а _____ год.
Для этого Вам необходимо выбрать варианты ответов на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут нам скорректировать недочеты и
организовать работу на более высоком уровне.
Если хотите, добавьте лю бы е комментарии о работ е детского сада и возмож ны х изменениях в ней.
Б лагодарим за сот рудничест во!

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Информацию о жизни детей в детском саду я получаю
своевременно
Информация о деятельности детского сада размещается в
удобном для меня месте
Я знаком с принципами образовательной деятельности нашего детского
сада и поддерживаю их
Я ознакомлен с образовательной программой детского сада и
приоритетными направлениями развития детей.
Я доволен, что официальный сайт детского сада содержит всю
необходимую и доступную информацию по вопросам образования моего
ребенка.
В любое время у меня возможность получения конкретного совета или
рекомендации по вопросам развития и воспитания ребенка
Я получаю в достаточной степени информирование о наиболее сложных
периодах в развитии ребенка (кризис одного года, трех лет и т.п.)

2

Показатель
скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

2

1

Показатель
скорее
подтверждается

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

3

4

5

Я получаю информирование в достаточной степени о характере
нарушений ребенка

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Я, как родитель, имею возможность совместного с сотрудниками
детского сада обсуждения достижений и возникающих трудностей моего
ребенка
Детский сад работает в тесном сотрудничестве с родителями
Я принимал участие в определении содержания образовательной
программы детского сада (учитывалось мнение родителей о
направлениях деятельности части Программы, наполняемой детским
садом)
У меня, как родителя, есть возможности участвовать в образовательной
деятельности, режимных процессах, играх в группе
При постановке коррекционно-развивающих и социальных задач работы
с моим ребенком учитывают мое мнение
При подготовке и проведении праздников, развлечений узнаются мои
предложения (при предварительном анкетировании)
Планирование родительских собраний, клубов происходит по темам,
которые заявили мы, родители. Учитывалось и мое мнение.
Я имею возможность оставлять отзывы, пожелания, критические
замечания различными способами (напр., с помощью «электронного
опроса» через различные мессенджеры, сайт, открытые формы для

2

Показатель
скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
голосования, «корзинки предложений»

2

Показатель
скорее
подтверждается

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

3

4

5

В детском саду разработан комплекс мероприятий, направленный на
вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО (годовой
план, перспективное планирование и др.)
Я чувствую себя партнером детского сада в организации образовательной
деятельности и воспитательного процесса

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ДОО УСЛУГ
Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Я доволен, что ребенок посещает детский сад с удовольствием
Мне нравится, что сотрудники детского сада компетентны и
прикладывают все усилия, чтобы мой ребенок хорошо развивался и
получал разнообразный опыт.
Я вижу хорошие результаты развития моего -ребенка. в детском саду
Я
удовлетворен
качеством
и
вариативностью
бесплатных
образовательных услуг, предоставляемых ДОО
Я удовлетворен качеством и вариативностью услуг, оказываемых на
платной основе (если таковые есть)
Мне кажется, что педагогами детского сада сделано все возможное для
коррекции и компенсации нарушений развития ребенка
Я уверен в качестве питания в детском саду
Мне нравится, что в детском саду учитываются интересы моего ребенка,
поддерживают его инициативу.

2

Показатель
скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Уровни

Показатели
Показатель не
подтверждается

1
Я доволен, что в детском саду созданы доброжелательные и вежливые
взаимоотношения с родителями воспитанников.
Я уверен в безопасности моего ребенка в саду, созданы безопасные
условия в группах и на территории. Это здорово.
Я наблюдаю, что деятельность группы и детского сада в целом
совершенствуется с учетом мнения родителей.

2

Показатель
скорее
подтверждается

3

Показатель

Показатель

подтверждается

подтверждается
с превосходством

4

5

Чек-листы инфраструктуры детского сада
на основе примерных перечней оборудования и
Минпросвещения России от 13.02.2023 № ТВ-413/03
ЗДЕСЬ
•

Чек-лист для входной груп п ы ^

•

Чек-лист для групп младенческого возрастав

•

Чек-лист для групп детей раннего возрастав

•

Чек-лист для первой младшей груп п ы ^

•

Чек-лист для второй младшей груп п ы ^

•

Чек-лист для средней груп п ы ^

•

Чек-лист для старшей груп п ы ^

•

Чек-лист для подготовительной груп п ы ^

•

Чек-лист для методического кабинета^

•

Чек-лист для музыкального з а л а ^

•

Чек-лист для спортивного з а л а ^

•

Чек-лист для кабинета педагога-психолога^

•

Чек-лист для кабинета учителя-дефектолога^

•

Чек-лист для кабинета учителя-логопеда^
Чек-лист для территории ▼

средств

обучения,

направленных

письмом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».