ДОП Цвет творчества 2021(5-7 лет)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
общеразвивающего вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию воспитанников

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Цвет творчества»
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года

Составитель (разработчик):
Шафикова Ирина Алексеевна,
педагог дополнительного образования

пгт. Белоярский, 2021
11

2

Содержание
Информационная карта

3

1.

Комплекс основных характеристик программы

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2

Цель и задачи программы

6

1.3

Содержание программы (учебно-тематический план, содержание

7

учебно-тематического плана)
1.4

Планируемые результаты освоения программы

12

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

14

2.1.

Условия реализации программы ….

14

2.2.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

15

3.

Список литературы

25

3

Информационная карта дополнительной общеобразовательной программы
«Цвет творчества»
Тип программы: образовательная
Образовательная деятельность: художественно-эстетическая
Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная.
Возрастная направленность: дети 5 -7 лет.
Продолжительность реализации программ: два года.
Общие сведения:
Полное

наименование

образовательного

учреждения:

Муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего
вида № 21 «Ягодка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию воспитанников
Адрес: 624031, Свердловская область, Белоярский район, поселок Белоярский,
переулок Тракторный, дом 5.
Телефон: 8(34377) 4-71-83;
Учредитель: Управление образования Белоярского городского округа
Оказание дополнительной образовательной услуги: с 15.10 ч. до 16.45 ч.
Основными

участниками

реализации

программы

являются:

обучающиеся

(воспитанники) – дети дошкольного возраста, заказчики – родители (законные
представители), исполнитель – МАДОУ - детский сад №21 «Ягодка», педагоги.
МАДОУ - детский сад №21 «Ягодка» находится в здании, построенном по
типовому проекту. Общая площадь здания 1170 кв.м.; площадь помещений, используемых
непосредственно для нужд образовательной деятельности- 1092,5 кв.м.
Дополнительные

образовательные

услуги

предоставляются

обучающимся

(воспитанникам) в помещении детского сада.
Основные помещения для дополнительной образовательной услуги «Цвет
творчества»»: музыкальный зал, групповые помещения.
Дополнительная образовательная услуга оказывается на основании:
-Лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательным
программам от 24 ноября 2016 года № 19143,серия 66Л01 № 0005876, выданная
Министерством общего и профессионального образования Свердловской области на срок
– бессрочно. Данная лицензия дает права на реализацию программы дополнительного
образования.

4

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цвет творчества»
(далее – Программа) имеет художественную направленность и разработана на основе
Парциальной
Дубровской

программы
Н.В.

художественно-эстетического

«Цвет

творчества»

и

развития

дошкольников

на методических разработках

авторов:

Г.Н.Давыдовой, А.В.Никитиной, Н.А.Курочкиной.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,
творческого

воспитания

подрастающего

поколения

особая

роль

принадлежит

изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их
особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе
полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая
личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цвет
творчества» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами в
области дошкольного образования:


Федеральный Закон от 29.12.2012 г‚ №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 и № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.092020 г. № 533

«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.

5



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №

28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении

информации»

(вместе

с

методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность

электронного обучения, дистанционных образовательные технологии при реализации
образовательных программ».

Отличительные особенности программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно
мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает

экспериментировать,

творить.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей
думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок
к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.
Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки –
инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет
правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Адресат: Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Возрастные особенности детей
Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в
различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу,
координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в
выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются
представления, а также умения и навыки изображения украшения. Развиваются
самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать
свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении

6

предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные,
индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
Особенности возрастной группы детей
Работа ведется с детьми, желающими рисовать и имеющими индивидуальные
возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в
ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.
Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста.
Количество человек:
5-6 лет от 7 до 20 человек;
6-7 лет от 7 до 20 человек.
Режим занятий
Программа реализуется в течение одного учебного года. Курс программы включает 68
занятий по темам. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый модуль
Дети 5-6 лет
25 минут (один академический час)
Второй модуль
Дети 6-7 лет
30 минут (один академический час)
Объем программы:
Общее количество учебных часов – 136 часов
Продолжительность года обучения – 68 часов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная
образовательная
программа
рассчитана
на
два
учебных
года

7

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель программы

–

развитие художественно-творческих способностей детей 5-7

лет в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:


развивать художественный вкус, пространственное воображение, наблюдательность,

ассоциативное мышление и любознательность;


развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные


воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха

собственным трудом;


формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Образовательные:


обучать

приемам

нетрадиционной

техники

рисования

и

способам

изображения с использованием различных материалов;


знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью,

графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства
искусства.


Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться

красоте природы, произведений классического искусства,


Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении

предметов и явлений окружающей деятельности.


Формировать умение оценивать созданные изображения.



Развивать

эмоциональную

отзывчивость

при

восприятии

картинок,

иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать
сочетание цветов.


Развивать творческие способности детей.



Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.



Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план программы «Цвет творчества»
Первый модуль. 5-6 лет
№

Наименование разделов и тем
художественно-изобразительного
творчества и декоративноприкладного искусства

Количество часов

Формы
аттестации,
контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Игра-беседа
«Условия 2
безопасной работы»

1

1

2.

Игра «Знакомство с чудо - 6
помощниками

2

4

3.

«Пейзажем»

6

2

4

Выставка
рисунков

4.

«Творим без кисточки»

5

2

3

Выставка
рисунков

5.

«Способы
бумаги»

тонирования 5

2

3

Выставка
рисунков

6.

«Архитектура»

5

2

3

Выставка
рисунков

7.

«Натюрморт»

6

2

4

Выставка
рисунков

8.

«Знакомство с кляксографией» 5

2

3

Выставка
рисунков

9.

«Уроки раскрепощения»

4

1

3

10.

«Набрызг»

4

1

3

11.

«Животные и человек»

6

2

4

12.

«Граттаж»

4

2

2

13.

«Монотипия»

5

2

3

14.

«Прозрачный
(рисование на
мольберте)

пейзаж» 5
прозрачном

2

3

15.

«Портрет»

5

1

4

Всего:

68

25

43

Содержание учебного плана
1.

Игра-беседа «Условия безопасной работы»
Теория: Демонстрация материалов и инструментов, необходимых для занятий
Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности.

9

Практика: Освоение новых техник. Выполнение упражнений.
Рисование ладошкой и пальцами, рисование зубной щеткой, набрызг, рисование
ватными палочками, набрызг пулевизатором, рисование солью, рисование губкой.
2.

Игра «Знакомство с чудо –помощниками
Теория: Закрепление и знакомство с новыми материалами и рабочими инструментами,
их свойствами и правильным использованием.
Практика: Выполнение упражнений от руки (без использования линейки)
горизонтальных, вертикальных, наклонных, круговых линий.
Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий;
Выполнение тренировочных заданий «точка», «линия», «пятно» различными
материалами. Выполнение упражнений «печать рукой», «пальцами».

3.

«Пейзаж»
Теория: Рисование сухой кистью, ватными палочками, рисование ладошкой и
пальцами, рисование комком бумаги.
Практика: освоение и закрепление рисования сухой кистью, ватными палочками,
рисование ладошкой и пальцами, рисование комком бумаги.

4.

«Творим без кисточки»
Теория: Рисование комком бумаги, полиэтиленовым пакетом, рисование манной
крупой.
Практика: освоение и закрепление
полиэтиленовым пакетом, манной крупой.

5.

техник

рисование

комком

бумаги,

«Способы тонирования бумаги»
Теория: тонирование листа по мокрому слою бумаги, зубной щеткой, комком
бумаги.
Практика: освоение и закрепление тонирования листа бумаги по мокрому слою
бумаги, зубной щеткой, комком бумаги.

6.

«Архитектура»
Теория: показ дидактического материала.Рисование с помощью трафарета,
монотипия, рисование ладошкой и пальцами.
Практика: освоение и закрепление рисование с помощью трафарета, монотипия,
рисование ладошкой и пальцами.

7.

«Натюрморт»
Теория: рисование восковыми мелками, пастелью, фломастерами (на выбор)
Практика: освоение и закрепление техник:
фломастерами.

8.

рисование мелками, пастелью,

«Знакомство с кляксографией»
Теория: рисование техникой «кляксография» и ватными палочками, «кляксография»
и трубочки, «кляксография» и кисточка.
Практика: освоение техники «кляксография»
кисточка.

и ватные палочки, трубочки и

10

9.

«Уроки раскрепощения»
Теория: рисование своего настроения (после прослушивания музыки), рисование
ладошкой и пальцами, рисование на песке.
Практика: осваивают и закрепляют рисование ладошкой и пальцами, рисование на
песке, рисование манной крупой.

10. «Набрызг»
Теория: рисование щеткой по восковому слою, плоской кистью (щетина), пальцами.
Практика: осваивают и закрепляют рисование щеткой по восковому слою,
пальцами.
11. «Животные и человек»
Теория: рисование сухой кистью, с помощью трафарета, ватными палочками и
ладошкой и пальцами.
Практика: осваивают и закрепляют рисование сухой кистью, с помощью трафарета,
ватными палочками, ладошкой и пальцами.
12. «Граттаж»
Теория: рисование в технике «граттаж» в сочетании с элементами аппликации,
восковыми мелками.
Практика: освоение техники «граттаж» в сочетании с элементами аппликации,
восковых мелков.
13. «Монотипия»
Теория: рисование в технике «монотипия» акварельными красками, гуашевыми
красками.
Практика: освоение и закрепление техники «монотипия» в сочетании с
аппликацией, пластилином.
14. «Прозрачный пейзаж» (рисование на прозрачном мольберте)
Теория: рисование с наложением рисунка (дорисовывание элементов), рисование
губкой и кистью, рисование ладошкой и пальцами.
Практика: освоение и закрепление техник рисования с наложением рисунка, губкой
и кистью, рисование ладошкой и пальцами.
15. «Портрет»
Теория: рисование на прозрачном мольберте, рисование по фотографии мамы и
папы.
Практика: освоение рисования на прозрачном мольберте, смотря через стекло на
своего друга, изображение портрета мамы и папы.

11

Второй модуль. 6-7 лет
№

Наименование разделов и тем
художественно-изобразительного
творчества и декоративноприкладного искусства

Количество часов

Формы
аттестации,
контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Игра-беседа
«Условия 2
безопасной работы»

1

1

Взаимоанализ

2.

Игра «Чудо –помощники»

6

2

4

3.

«Пейзаж»

6

2

4

Выставка
рисунков

4.

«Творим без кисточки»

5

2

3

Презентация
работ

5.

«Способы
бумаги»

6.

«Архитектура»

тонирования 5

2

3

Анализ работ

5

2

3

Выставка
работ

7.

«Натюрморт»

6

2

4

Взиамоанализ
работ

8.

«Знакомство
кляксографией»

с 5

2

3

9.

«Уроки раскрепощения»

4

1

3

10.

«Набрызг»

4

1

3

11.

«Животные и человек»

6

2

4

Выставка
рисунков

взаимоанализ

выставка
12.

«Граттаж»

4

2

2

выставка

13.

«Монотипия»

5

2

3

.анализ работ

14.

«Прозрачный
(рисование на
мольберте)

пейзаж» 5
прозрачном

2

3

Презентация

«Портрет»

5

1

4

Всего:

68

25

43

15.

работ
Презентация
работ

Содержание учебного плана
1.

Игра-беседа «Условия безопасной работы»
Теория: Демонстрация материалов и инструментов, необходимых для занятий
Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности.
Практика: Совершенствовать техники рисования. Выполнение упражнений.
Рисование ладошкой и пальцами, рисование зубной щеткой, набрызг, рисование
ватными палочками, набрызг пулевизатором, рисование солью, рисование губкой.

2.

Игра «Знакомство с чудо –помощниками
Теория: Закрепление и совершенствование навыков работы с материалами и рабочими
инструментами, их свойствами и правильным использованием.
Практика: самостоятельное выполнение упражнений от руки (без использования
линейки) горизонтальных, вертикальных, наклонных, круговых линий.
Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий;
Выполнение тренировочных заданий «точка», «линия», «пятно» различными
материалами. Выполнение упражнений «печать рукой», «пальцами».

3.

«Пейзаж»
Теория: рисование техниками: «сухая кисть», восковыми мелками, пастелью,
акварелью.
Практика: совершенствование техник «сухая кисть», рисование восковыми
мелками, пастелью, акварелью.

4.

«Творим без кисточки»
Теория: рисование ватными палочками, губкой, ладошкой и пальцами
Практика: совершенствование умений рисовать ватными палочками, губкой,
ладошкой и пальцами.

5.

«Способы тонирования бумаги»
Теория: тонирование бумаги зубной щеткой, губкой, ватным диском.
Практика: совершенствование умений тонировать лист бумаги зубной щеткой,
губкой, ватным диском.

6.

«Архитектура»
Теория: Показ дидактического материала. Рисование штампами, с помощью
трафарета, с помощью ватных палочек.
Практика: совершенствуют умения рисовать штампами, с помощью трафарета, с
помощью ватных палочек.

7.

«Натюрморт»
Теория: рисование с помощью кисти, трафарета, штампов, с натуры.
Практика: совершенствование техник рисования, с помощью трафарета, штампов, с
натуры.

8.

«Знакомство с кляксографией»
Теория: рисование в технике «кляксография»
11

13

Практика: совершенствовать технику «кляксография» в сочетании с аппликацией,
пластилином, восковыми мелками.
9.

«Уроки раскрепощения»
Теория: рисование на песке, манной крупой, рисование на креме.
Практика: совершенствование техник рисования на песке, манной крупой,
рисование по крему.

10. «Набрызг»
Теория: набрызг с помощью щетки, кистью, пальцами.
Практика: совершенствовать умение выполнять набрызг с помощью щетки, кистью,
пальцами.
11. «Животные и человек»
Теория: рисование «тычком», ватными палочками, губкой, с помощью трафарета.
Практика: совершенствование техник рисования «тычком», ватными палочками, с
помощью трафарета.
12. «Граттаж»
Теория: рисование в технике «граттаж» с использованием аппликации, восковых
мелков
Практика: совершенствование техники «граттаж».
13. «Монотипия»
Теория: рисование в технике «монотипия» с использованием аппликации,
пластилинографии и восковых мелков
Практика: совершенствование техники «монотипия» с использованием аппликации,
платилина и восковых мелков.
14. «Прозрачный пейзаж» (рисование на прозрачном мольберте)
Теория: рисование пейзажа с использованием щетки, кисти, ладошки и пальцев.
Практика: совершенствование техник рисования руками, щеткой, кисти.
15. «Портрет»
Теория: рисование портрета с натуры, по фотографии мамы, папы.
Практика: совершенствование умений рисовать с натуры, по фотографии мамы,
папы.
1.4. Планируемые результаты к программе «Цвет творчества»
5-6 лет
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами является формирование следующих умений: формирование
эстетических чувств, творческого мышления; потребность реализовывать творческие
замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
способностей обучающихся:
- овладение умением сравнивать, анализировать;

14

- умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

Уметь различать произведения изобразительного искусства (живопись,
книжная графика, народное декоративное искусство). Создавать изображения предметов
(с натуры, по представлению); сюжетные изображения;


использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные

материалы;


использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности

образов;


выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного

искусства;


знать особенности изобразительных материалов;



выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет,

колорит, композиция);


использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому,

восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой,
граттаж (чернобелый, цветной), монотипия;


рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;



проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные

пятна, линии, точки;


различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного

изобразительного искусства. Различать основные виды ИЗО;


знать имена и работы наиболее известных художников.

6 -7 лет
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностными результатами является формирование следующих умений: формирование
эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и
фантазии; потребность самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных
способностей обучающихся:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;

15

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений:

Различать виды изобразительного искусства: живопись, графика,
скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство. Создавать индивидуальные
и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы
окружающей жизни, литературных произведений;


использовать в рисовании

разные материалы и способы создания

изображения;


называть основные выразительные средства произведений искусства;



выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного

искусства;


знать особенности изобразительных материалов;



выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет,

колорит, композиция);


использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому,

восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой,
граттаж (черно-белый, цветной), монотипия;


рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;



проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные

пятна, линии, точки;


различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционнного

изобразительного искусства. Различать основные виды ИЗО;


знать имена и работы наиболее известных художников;



уметь передавать особенности человеческого тела взрослого человека и

ребенка;


уметь передавать движение предметов и живых существ.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации Программы используются следующие материалы:
- Детские столы (регулируемые по высоте) 10 шт.
- Детские стульчики (регулируемые по высоте) 20 шт.
компьютер;
средства аудио - и видеовизуализации;
Инструменты

Материалы

16















ластик;
точилка для карандашей;
ножницы;
кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” № 112 плоские и круглые;
палитра;
емкости для воды;
стека;
предметы, дающие фигурный оттиск на
готовом изделии;
пластиковые дощечки разного формата;
мольберты;
прозрачные мольберты;
магнитная доска;
муляжи и макеты для постановки
натюрмортов;



















простой карандаш;
альбом для рисования;
бумага для рисования акварелью;
бумага для рисования гуашью;
цветные карандаши;
простые карандаши;
акварель художественная;
гуашь художественная;
пластилин;
цветная бумага;
цветной картон;
клей – карандаш;
восковые и масляные мелки,
свеча;
ватные палочки;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для
процарапывания;
зубные щётки;

Кадровое обеспечение
Требования к образованию и обучению: высшее профессиональное или среднее
профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика»
или

в

области,

соответствующей

преподаваемому

предмету

(с

последующей

профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательной организации.


Требования к опыту практической деятельности: требования к опыту

практической работы не предъявляются.


Особые условия допуска к работе: к педагогической деятельности не

допускаются лица:


лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии

с вступившим в законную силу приговором суда;


имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых

установлены законодательством Российской Федерации;


признанные недееспособными в установленном федеральном законе

порядке;


имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

2.2. Оценочные материалы
Формы проведения итогов реализации образовательной программы

17

В детском саду ежемесячно проводятся тематические выставки, в которых
принимают участие дети, занимавшиеся по дополнительной общеобразовательной
программе «Цвет творчества». На выставки приглашаются родители, дети всех групп.
Дети постоянно участвуют в дистанционных конкурсах и конкурсах, где участвуют
совместно с родителями.
Выставки и конкурсы муниципального и регионального уровня.
Формы подведения итогов
 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
 Тематические выставки в ДОУ.
 Участие в районных и региональных выставках и конкурсах в течение года.
 Оформление эстетической развивающей среды в группах.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны
расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить
творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня
развития образной креативности используется тест П. Торранса «Дорисовывание
фигур», тесты Торшиловой Е. М.«Диагностика типов и уровней эстетического развития
детей.
Методика

Комаровой

Т.С.

«Критерии оценки овладения дошкольниками

изобразительной деятельностью и развития их творчества» позволяет проследить у
детей

развитие

художественного

восприятия,

проанализировать

уровень

сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится
в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое,
оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе
индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада.
Проводятся открытые занятия, как

для родителей, так и сотрудников. Частью

диагностики является участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности и анализа процесса
деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием. Низкий уровень -1
балл, средний уровень-2 балла, высокий уровень – 3 балла.
Анализ продукта деятельности

18

Методика Комаровой Т.С.

1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
Композиция.
А) расположение на листе:
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных
предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно.
Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределённо, неумело
низкий уровень – изображение статическое.
Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:

19

высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые,
холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
1. Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)
низкий уровень – слитная
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный
средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за
пределы контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в
пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за
пределы контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится
исправить ошибки, неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале –
радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется
или вовсе прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)

20

Б) оценка ребёнком созданного им изображения:
высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)
низкий уровень – отсутствует
3. Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в
случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к
взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Творчество.
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два
ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть
нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить,
чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием
преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но
допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы
простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание
выполнил не до конца и небрежно.
Анализ продукта деятельности
Строение
предмета

Передача
пропорций
предмета в
изображении

Композиция

Передача
движения

цвет

Разнообрази
е цветовой
гаммы
изображения
Соотвествую
Всего баллов
щей
замыслу
и
выразитель.
изображ.ени
я

Передача
формы

Цветовое
решение
изображения

Полнота
изображения
образа

Отношение
по величине
разных
изображений

Фамилия,
имя
ребенка

Расположен
ие на листе

№

21

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

к.г.

нг

кг

Анализ процесса деятельности
№

Фамилия,
имя
ребенка

Характер
линии

Регуляция деятельности

Характер
линии

нажим

Раскраши
вание

Регуляция
силы
нажима

Отношение
к оценке
взрослого

Оценка
ребенком
созданного
им
изображения

н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

К.г.

Уровень
самостоятельности

Творчество

Всего
баллов

Н.г.

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

4.Методические материалы
Описание

форм,

способов,

методов

и

средств

реализации

дополнительной

общеобразовательной программы «Цвет творчества».
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей – художественная.
Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии детьми
обобщёнными

(типичными)

и

самостоятельными

деятельности,

необходимыми

и

достаточными

во

способами
всех

видах

художественной
художественной

деятельности.
Методы эстетического воспитания:
► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения
даром сопереживания;
► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире;
► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит,
линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны
быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к
художественной культуре);
► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование
эстетического вкуса;
► метод разнообразной художественной практики;
► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
► метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к
художественной деятельности;
► метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция

разных видов

изобразительного

искусства

и

художественной

деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений
(интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный

К.г.

22

компонент)

обеспечивает

оптимальные

условия

для

полноценного

развития

художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными возможностями.
Организационные формы:
Занятия со всеми группами проводятся в игровой форме, что помогает
занимающимся раскрепоститься, получать от занятий удовольствие.
 Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
 Практические – упражнения, игр методы.
 Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово. Педагогическая
драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
 Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца. Показ
способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности
разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать
новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию
новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам
изображения.
2 этап «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с
различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование
умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль
взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая
детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать
умение самостоятельно придумывать и создавать композицию , экспериментировать с
разными техниками и материалами.
Нетрадиционные техники:
 оттиск печатками из овощей;

23

 тычок жесткой кистью;
 рисование на камне
 тычок ватной палочкой
 оттиск штампа картофеля;
 оттиск поролоном;
 восковые мелки и акварель;
 свеча и акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошек;
 кляксография;
 рисование на прозрачном мольберте;
 монотопия;


печать по трафарету.

Каждый из этих нетрадиционных техник – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа
способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения,
фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства,
переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы
в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные
приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое
привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий
процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала,
который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям
отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. Дети самостоятельно
выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться
изображение.
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается
речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции,
развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, восковыми
мелками, свечами и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг

24

другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных
высказываний.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия
включают в себя следующие виды деятельности:
 репродуктивная;
 коммуникативная;
 позновательно-исследовательская;
 игровая;
 трудовая;
 двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала,
использование

методических

пособий,

дидактических

игр

и

художественных

произведений.
В процессе выполнения коллективных

работ осуществляется нравственно -

эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:


работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

 договариваться о совместной работе, ее содержании;
 планировать

свою

работу,

определять

ее последовательность, содержание,

композицию, дополнения;
 радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не
только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей,
принимать и понимать интересы другого человека.
Структура занятий:
-

Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-

игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации,
элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в
ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность,
интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной
Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
-

Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет
проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения

25

данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед
началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка
суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям,
необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать
различные материалы(бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
-

Художественно-изобразительная деятельность

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с
использованием

выразительных

возможностей

материалов,

техник

исполнения.

Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов
деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения
сравнивать, сопоставлять различное эмоционально- образное содержание произведений
изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение
побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции,
чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации, дизайн- творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать как он растёт; почувствовать
себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются
игровые персонажи Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают
неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость,
уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках,
изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом выразительное.
- Презентация работ.
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению
творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные
вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей
деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций
оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость
успеха, почувствовать значимость своего труда.

26

3.Список литературы
Нормативные документы


Федеральный Закон от 29.12.2012 г‚ №273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 и № 196

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.092020 г. № 533

«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №

28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»


Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении

информации»

(вместе

с

методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность

электронного обучения, дистанционных образовательные технологии при реализации
образовательных программ».
Литература для педагога
•

«Малыш в мире искусства родного края» Е.В. Затееева , Учебно-методический

комплекс художественно-эстетического образования дошкольников, Барнаул 2006 г.
•

«Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина Санкт-Петербург «Детство-

пресс»2003г.
•

«Знакомим

с натюрмортом» Н.А.

Курочкина Санкт-Петербург

«Детство-

пресс»2003г.
•

Серия «Сказки о художниках» С.В.Виноградова, Издательство «Белый город»

•

«Какого цвета снег» Издательство «Малыш» 1988г.

•

«Изобразительная деятельность дошкольников» Г.Г. Григорьева Учебное пособие

для студентов средних педагогических учебных заведений.-М.: академия, 1997.
•

«Детское художественное творчество» Т.С. Комарова Мозаик-Синтез, 2010.

27

•

«Радость творчества» О.А. Соломенкова Мозаик-Синтез,2006.

•

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты

занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» А.В.

Никитина

КАРО, 2010.
•

«Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ»- Т.А.

Цквирария М.: Сфера, 2011.
•

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова -М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2007.
•

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова -М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2007.
•

«Развитие детского творчества в изобразительном искусстве» Л.Ф. Савченко
Методические рекомендации, Витебск, 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».