11.09.2024
Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое
сопровождение одаренных детей. В настоящее время это направление становится все
более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального
потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что
прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, несет
перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное
для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для
собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен
быть замечен.
Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по
сравнению с другими людьми [1].
Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности [1].
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких
интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и
широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления -
одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют
динамику развития одаренности.
Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре
деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на
разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для
формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде
деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования
применительно к разным её аспектам.
Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей
стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом
не проявлять аналогичной активности в детском саду. Важно определить область таланта
ребенка в специально организованной деятельности (в кружке, спортивной секции,
студии).
Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует по инициированным им самим
формам деятельности [2].
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала
психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте [1] (в
отличие от одаренности взрослого человека):
1). Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного
развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
Например, дошкольники и младшие школьники характеризуются особой
предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности,
чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными
являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий
относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает
видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в
виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации
интересов и т.п.
2). Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения,
типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской
одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности,
проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того,
возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в
одаренного взрослого.
3). Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в
виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с
высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в
развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может
сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним
признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как
отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире
— степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни
данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким
социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его
развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах
деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные
условия.
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи
трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии
одаренности;
• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на
разных этапах жизнедеятельности ребенка;
• выявлены основные принципы организации обучения одаренных дошкольников;
• структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном
проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития
одаренного ребенка.
Список литературы
1 Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.:
Просвещение, 2006
2 Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для
педагогов и родителей. – СПб, 2009
3 Интернет-ресурс.
4 Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985
5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. – М.: Просвещение, 2013 – (Стандарты второго поколения).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.09.2024
Дата обновления: 24.09.2024
Дата публикации: 11.09.2024