Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

11.09.2024

Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое

сопровождение одаренных детей. В настоящее время это направление становится все

более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального

потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что

прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, несет

перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное

для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для

собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен

быть замечен.

Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество

психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких

(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по

сравнению с другими людьми [1].

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких

достижений) в том или ином виде деятельности [1].

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное

своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного

взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,

опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое

значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы

саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации

индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких

интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и

широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления -

одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют

динамику развития одаренности.

Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре

деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на

разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для

формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде

деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования

применительно к разным её аспектам.

Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей

стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом

не проявлять аналогичной активности в детском саду. Важно определить область таланта

ребенка в специально организованной деятельности (в кружке, спортивной секции,

студии).

Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует по инициированным им самим

формам деятельности [2].

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала

психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте [1] (в

отличие от одаренности взрослого человека):

1). Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного

развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

Например, дошкольники и младшие школьники характеризуются особой

предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности,Хочу такой сайт

чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными

являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий

относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает

видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в

виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации

интересов и т.п.

2). Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения,

типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской

одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности,

проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того,

возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в

одаренного взрослого.

3). Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в

виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с

высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в

развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может

сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним

признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как

отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире

— степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни

данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким

социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его

развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах

деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные

условия.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

• детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи

трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии

одаренности;

• создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на

разных этапах жизнедеятельности ребенка;

• выявлены основные принципы организации обучения одаренных дошкольников;

• структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном

проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития

одаренного ребенка.

Список литературы

1 Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.:

Просвещение, 2006

2 Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для

педагогов и родителей. – СПб, 2009

3 Интернет-ресурс.

4 Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985

5 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. – М.: Просвещение, 2013 – (Стандарты второго поколения).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.09.2024

Дата обновления: 24.09.2024

Дата публикации: 11.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».