14.12.2022
Как можно, используя наблюдения за поведением и повадками животных, научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоления страхов, одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности.
Познакомившись с необычайно интересной историей дружбы человека с собакой и кошкой, особенностями их поведения и позициями жизненной активности, вы
сможете понять, что именно позволяет этим животным, оставаясь самими собой, приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Из глубины веков берет свои
истоки анималотерапия (от англ. animal — животное) — созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с
животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Почувствовав себя «хозяином природы», человек тем не менее не забыл свое почитание животных, по крайней мере на уровне подсознания, и никогда не разорвет с
ними отношения. А передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлений об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, она базируется на исследованиях и законах
психологии человека, зоопсихологии и этологии.
З. Фрейд отмечал, что многие механизмы функционирования психики первобытных
людей, образование запретов, возникновение тотемизма можно изучить на основе
данных о детских фобиях. Детские страхи и фобии выражаются в боязни какого-то
определенного животного. При этом, как правило, обнаруживается двойственная
установка ребенка: с одной стороны, он боится животного, а с другой — проявляет к нему всяческий интерес, фиксируя на нем свое внимание и подражая ему.Эти двойственные чувства к животному, как считал 3 Фрейд, являются ни чем иным, как бессознательными замещениями в психике тех скрытых чувств, которые ребенок испытывает к родителям. Благодаря такому замещению происходит разрешение
внутрипсихических конфликтов. 3 Фрейд отмечал, что символы животных в психике
ребенка выполняют роль проекции бессознательных влечений и чувств, компенсируют
потребности «я». Проводя аналогию между ребенком и первобытным человеком, 3
Фрейд писал, что отношение ребенка к животному имеет много сходного с
тотемическим отношением первобытного человека; по поведенческим проявлениям,
переживаниям и естественности животное воспринимается ребенком ближе, чем
кажущийся ему загадочным взрослый. Общаясь с животным, ребенок переносит на
отношение к нему свои страхи, комплексы, проблемы.
Ученик 3 Фрейда К. Г. Юнг в теории об архетипах и коллективном бессознательном
отмечал, что своеобразное отношение к животным и их символам закреплялось
тысячелетней памятью поколений через мифы, легенды, сказки, художественное
творчество. До наших времен дошли предания о животных — помощниках, героях,
волшебниках, которые способствуют расширению представлений о добре и зле,
помогают разобраться в реальных жизненных ситуациях.
А. Адлер в разработанной им индивидуальной психологии рассматривал каждого
человека как нуждающегося в постоянном совершенствовании, имеющего свой жизненный стиль и считал, что личность формируется уже в первые 4—5 лет и большой ошибкой может стать закрепление каких-то определенных переживаний в качестве основы будущей жизни. «Потребность роста» и «стремление к совершенству» — вот основы формирования жизненного стиля. Несмотря на неблагоприятные ситуации детства — болезни, неправильное воспитание — ребенок всегда готов к изменениям,
способным обеспечить адаптацию его в обществе.
Неофрейдист Э. Фромм, сравнивая адаптивные возможности животных и человека,
писал: «Животное адаптируется к изменяющимся условиям путем изменения самого
себя, а не путем изменения окружающей среды...». Чем менее совершенна и устойчива
инстинктивная организация животных, тем более развивается их мозг и способность к
обучению. Именно этим характеризуются домашние животные: их отличает от диких
высокая степень адаптации к жизни среди людей, способность взаимодействовать с
ними. У человека адаптация с помощью инстинктов достигла минимального уровня.
Человек обладает разумом, абстрактным мышлением, речью, системой мотивов и
ценностей, способностью прогнозировать будущее. Все это позволяет, по мнению Э. Фромма, «осознавать себя, изменяться и развиваться, искать пути преодоления них случаях человек может приспосабливаться и к неблагоприятным условиям социума. Но это происходит за счет изменения его интеллектуальных и эмоциональных реакций, могут возникнуть серьезные личностные проблемы и напряжения. Когда социальные модели поведения входят в противоречие
с индивидуальными свойствами, приходится либо менять эти модели, либо
корректировать качества личности.
Развивая мысли о непрерывном развитии и совершенствовании личности, Э. Эриксон
ввел понятие «психосоциальных кризисов» и указал их роль в адаптации ребенка к
изменениям социума.
Сопоставляя адаптивные возможности животных и способности детей к изменениям, Э.
Эриксон писал: «Давайте не забывать, что наши прирученные животные и домашние
питомцы, кого мы так легко принимаем за мерило животного мира, — это тщательно
отобранные и чистопородные существа, которые научаются служить нашим
практическим и эмоциональным нуждам в той мере, в какой мы заботимся о них». То, чему человек их обучает, не повышает их шансы на выживание. Важны именно те механизмы поведения, которые закреплены инстинктивно, передаются из поколения в поколение. Поведение ребенка не является простым овладением поведенческих стереотипов, их должны еще сформировать социальные факторы: традиции, культура, общение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.12.2022
Дата обновления: 22.12.2022
Дата публикации: 14.12.2022